Продукция

22
 2017

 Турбореактивный двухконтурный,двухвальный двигатель со смешением потоков в общей форсажной камере ТРДДФ РД-33 для двухдвигательной силовой установки истребителя МиГ-29 с индивидуальным для каждого двигателя сверхзвуковым регулируемым воздухозаборником.

Двигатель был спроектирован и изготовлен на ЛНПО им.В.Я. Климова под руководством Генерального конструктора С.П. Изотова в 1982 году при научном сопровождении его создания, изготовления и доводки, осуществляемом ЦИАМ. В ЦИАМ была полностью рассчитана турбина, проведены многочисленные расчеты камеры сгорания, форсажной камеры сгорания, других узлов двигателя, по результатам расчетов даны рекомендации, в дальнейшем осуществлялось научное сопровождение при разработке и изготовлении, а также доводке двигателя. На экспериментальных площадках ЦИАМ проводились многочисленные испытания газогенератора, турбины, компрессора, камеры сгорания и других узлов двигателя при его разработке и доводке. Форсажная камера (ФК) и всережимное регулируемое сопло (РС) двигателя РД-33 для истребителя МиГ-29 разработаны в Тураевском машиностроительном конструкторском бюро "Союз". Государственные стендовые испытания были проведены в конце 1984 года под руководством Генерального конструктора В.Г. Степанова с участием серийного завода ММЗ "Красный Октябрь" и Тушинского МКБ "Союз". Одновременно с серийным выпуском двигателей в компоновке ГСИ велась доводка двигателя, которая была поручена ТМКБ "Союз" и главным конструкторам К.Р. Хачатурову, Ю.В. Швецову и Р.Ю. Нусбергу. Генеральный конструктор - А.А. Саркисов. В ходе доводки был разработан и внедрен ряд конструктивно-технологических и методологических мероприятий, направленных на улучшение данных, повышение ресурса и обеспечение требуемой надежности как отдельных узлов, так и всего двигателя. При этом на ряд конструктивных решений получены свидетельства об изобретениях. В результате, общий ресурс был увеличен в несколько раз. Двигатель имеет модульную конструкцию и состоит из девяти модулей. На двигателе применены 4-ступенчатый осевой компрессор низкого давления, 9-ступенчатый компрессор высокого давления, кольцевая прямоточная камера сгорания с 24-мя форсунками, одноступенчатые охлаждаемые высоконагруженные турбины высокого и низкого давления, форсажная камера с регулируемым соплом, современная электронно-гидромеханическая система управления. Двигатель надежно и устойчиво работает на земле и в полете: на земле при температуре +60 оС; в воздухе при температуре на входе в двигатель не более 200 оС; при максимальной приборной скорости до высоты 11 км - 1500 км/ч; при максимальном числе М на высоте более 11 км - 2,35; при минимальной приборной скорости на высоте более 15 км - 350 км/ч; статический потолок при максимальной рассчетной высоте при истинной скорости более 1700 км/ч - не менее 20 км; динамический потолок выше статического на 1,5 км. Двигатель устойчиво работает в экстремальных условиях по уровню неравномерности и пуль-сациях воздуха на входе. В конструкции ФК и РС впервые в отечественном двигателестроении реализованы такие конструктивные решения, как: карбюрированная подача форсажного топлива, обеспечившая повышенную устойчивость горения в ФК; использование большого количества литых тонкостенных деталей из жаропрочных сплавов и титана, что позволило добиться минимального значения удельного веса.

Технические характеристики. Двигатель РД-33

Полный форсированный режим (Н=0, Мп=0, МСА):

Тяга, кгс

Удельный расход топлива, кг/кгс.ч

 

8300

2,05...2,01

Максимальный нефорсированный режим (Н=0, Мп=0, МСА):

Тяга, кгс

Удельный расход топлива, кг/кгс.ч

 

5040

0,77

Степень двухконтурности

0,46

Суммарная степень повышения давления

21

Температура газа перед турбиной, максимальная, К

1680

Габаритные размеры, мм:

Максимальный диаметр

Длина

 

1040

4230

Масса, кг

1055

 

Серийное производство: с 1985 года на ММП им. В.В.Чернышева и ОМП им. П.И.Баранова. Общее количество выпущенных РД-33 - более 5000 двигателей.

Капитальный ремонт на ММП им. В.В.Чернышева.

Двигатель устанавливается на самолете-истребителе МиГ-29 и его модификациях.

Модификации:

РД-33 серии 3

Ресурсная модификация базового двигателя.

Предназначена для самолета МиГ-29 и его модификаций.

РД-33К

Модификация базового двигателя с повышенным расходом воздуха.

Отличается от базовой модели каскадом низкого давления, модифицированными агрегатами топливной аппаратуры и электронной цифровой системой управления.

Технические характеристики. Двигатель РД-33К

Полный форсированный режим (Н=0, Мп=0, МСА):

Тяга, кгс

8800

Максимальный нефорсированный режим (Н=0, Мп=0, МСА):

Тяга, кгс

Удельный расход топлива, кг/кгс.ч

 

5500

0,77

Габаритные размеры, мм:

Максимальный диаметр

Длина

 

1040

4230

Масса, кг  

1055

 

Двигатель устанавливается на самолете МиГ-29К.

РД-33Н

Модификация базового двигателя с нижним расположением коробки двигательных агрегатов.

РД-93

Модификация базового двигателя с нижним расположением агрегатов.

В разработке.

РД-133

Модификация базового двигателя с соплом с управляемым вектором тяги

Технические характеристики. Двигатель РД-133

 

Полный форсированный режим (Н=0, Мп=0, МСА):

Тяга, кгс

8300

Максимальный нефорсированный режим (Н=0, Мп=0, МСА):

Тяга, кгс

Удельный расход топлива, кг/кгс.ч         

 

 

5040

 

0,77

Габаритные размеры, мм:

Максимальный диаметр

Длина

 

1040

4230

Масса, кг

1145

Угол отклонения вектора тяги реактивного сопла во всех направлениях

+15о

Предназначена для самолета МиГ-29.

 

 

Здесь использованы следующие материалы:

1.  Сайт "Завод имени В.Я.Климова" www.klimov.ru

2. "Двигатели 1944-2000: авиационные, ракетные, морские, промышленные". Иллюстрированное электронное справочное издание. Третье издание, исправленное и дополненное. Издательская компания "АКС-Конверсалт", 2000

3. "Авиадвигателестроение: Энциклопедия" /Общая редакция и предисловие профессора В.М. Чуйко.- М.: Изд. дом "Авиамир", 1999

4. Сайт. www.sonbi.ru