О предприятии |
Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз» образовано 01.08.1964. Первая специализация предприятия – создание жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), в том числе двигателей малой тяги (ЖРДМТ), и на их основе - двигательных установок для космических аппаратов. Одним из первых ЖРД, созданных коллективом, в последствии перешедшим в ТМКБ «Союз», был двигатель Р201-300 для противокорабельной ракеты Х-22 «Буря». Две принципиально новые конструктивные концепции, разработанные в ТМКБ «Союз», позволили придать космическим аппаратам новое качество – совершать длительный управляемый полеты маневрировать на орбите. В основе этих концепций находятся: - ряд жидкостных ракетных двигателей малой тяги от 0,04 кгс до 40 кгс, повысивших более чем в 5 раз энерговооруженность систем ориентации, стабилизации и коррекции КА; - сферические топливные баки с металлическими вытеснительными диафрагмами, обеспечивающие надежную подачу компонентов топлива в двигатели в условиях невесомости и гарантированное разделение газа наддува и жидкого топлива в течение многолетней эксплуатации в космосе. Дальнейшим развитием надежной топливной системы явилось создание топливных баков цилиндрической формы с металлическим сильфонным вытеснителем, что существенно расширило компоновочные возможности для различных КА. При разработке изделий космической техники был реализован большой комплекс оригинальных конструкторских решений. Двигатели и двигательные установки ТМКБ «Союз» участвовали в следующих престижных программах: • перехват космической цели, • глобальная морская разведка, • раннее обнаружение старта баллистических ракет, • старт космических аппаратов с промежуточной орбиты искусственного спутника Земли к Луне и другим планетам Солнечной системы, • облет Луны с фотографированием ее обратной стороны, • экспедиция за лунным грунтом, • доставка «Луноходов» на Луну, • стабилизация орбитальной обитаемой космической станции «Алмаз», • стабилизация аналога космического самолета «БОР», • коррекция стационарной орбиты спутников связи «Грань», «Экран» и «Горизонт», решивших, в частности, проблему трансляции телевидения на раннее не доступные районы России. Следующим тематическим направлением предприятия явилось создание форсажных камер и регулируемых сопел для ВРД и прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). В рамках этого направления была выполнена разработка форсажной камеры и всережимного регулируемого сопла для двигателя РД-33 самолета Миг-29. Здесь впервые были реализованы две новые идеи: карбюраторная ступень подачи топлива в форсажную камеру и управление положением критического и выходного сечения сопла с помощью двух замкнутых гирлянд гидроцилиндров. Было создано всережимное регулируемое сопло для двигателя Д-30Ф6 самолета МиГ-31. Дальнейшим развитием воздушно-реактивной тематики стало создание ПВРД для сверхзвуковых крылатых ракет. В процессе разработки ПВРД в ТМКБ «Союз» впервые была реализована концепция расположения твердотопливного ускорителя внутри камеры сгорания ПВРД. После окончания работы ускорителя его корпус выбрасывается из камеры сгорания ПВРД скоростным напором. Благодаря высоким энергетическим характеристикам и широкому диапазону работы двигателя ракеты с ПВРД разработки ТМКБ «Союз» не имеют аналогов в мире. Такими двигателями являются: • ЗД81 и ЗД83 для ракет ЗМ80 и ЗМ82 корабельного комплекса «Москит», • 31ДП для семейства сверхзвуковых крылатых ракет класса «воздух-поверхность» Х-31, • ПВРД для гиперзвуковой экспериментальной летающей лаборатории «ГЭЛА» с полетным числом Маха 4,5. С конца 1980-х годов ТМКБ «Союз» проводит широкомасштабные исследования проблем высокоскоростных ПВРД. На собственных стендах предприятия, в ЦАГИ и ЦИАМ были экспериментально исследованы различные способы топливоподачи и оптимизирована геометрия камеры сгорания, определена зависимость полноты сгорания от типа впрыска, геометрии проточного тракта и условий на входе в камеру сгорания. Сегодня АО ТМКБ «Союз» входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», что обеспечивает устойчивость его деятельности и создает широкие возможности для дальнейшего развития предприятия. |